Дети » Развитие ребёнка » Речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста

Всех родителей мучают вопросы о том, как идет речевое развитие ребенка. Какое первое слово произнесет малыш? Почему он не выговаривает все звуки? Что нужно делать, если ребенок плохо говорит? Таких вопросов не счесть. Чтобы на них ответить, нужно сначала узнать, как происходит развитие речи у ребенка на разных возрастных этапах.

 

Речевое развитие ребенка дошкольного возраста 

Как развивается речь у грудничка?

Только к концу 1 месяца жизни малыш начинает проявлять первые дифференцированные реакции на обращение к нему, которые представляют собой определенные движения (замирание, слежение глазами) и интонированный крик. На основании этих двигательных и голосовых реакций вы можете с полной уверенностью утверждать, что малышу нравится, а что вызывает у него дискомфорт.

 

В 2 – 3 месяца ребенок начинает активно гулить. Гуление – это еще не речь, а предречевые вокализации, которые представляют собой негромкие и протяжные звуки или слоги, типа «а-а-а-а», «а-гу» и т.д.

 

На протяжении 4-го – 6-го месяцев жизни у ребенка появляется лепет. Лепет является предшественником возникновения первых слов и представляет собой вокализации в виде слоговых цепочек, которые могут быть представлены повторениями одинаковых («ба-ба-ба») или разных («ма-ба») слогов.

 

С 7 месяцев жизни у ребенка отмечается многообразие лепетных слов, представляющих собой слова из двух или трех открытых слогов (ляля, папа, баба) и звукоподражания (би-би, пи-пи).

 

В 1 год жизни малыш хорошо понимает обращенные к нему отдельные слова, простые инструкции. А самое главное – у него появляются первые самостоятельные слова, типа «деда», «бах» и т.д.

Как развивается речь у ребенка раннего возраста?

Период от одного года до трех лет жизни характеризуется стремительным увеличением словарного запаса у ребенка. Это связано с переходом малыша от эмоционально-действенного общения со взрослым к предметной деятельности, благодаря чему создаются условия для знакомства с различными свойствами предметов, установления простейших связей между ними и т.д. В этот период малыш с интересом повторяет за взрослым слова, при этом переставляет в них звуки местами, заменяет их или вообще опускает.

 

До 1 года 3 месяцев жизни малыш использует лишь отдельные слова, не имеющие определенной грамматической формы (остаются неизменными), для выражения своих потребностей и впечатлений. Основное место среди этих слов все еще занимают лепетные слова и звукоподражания, например, «ди», «бух», «ня», «ав-ав» и т. д. Для того, чтобы смысл высказывания был понятным взрослым, малыш чаще всего использует жесты и изменяет интонацию.

 

К 1 году 6 месяцам у ребенка появляются слова, обозначающие действия, типа «дай», «пить», «на» и т.д. Словарь полуторагодовалого ребенка должно составлять не менее 20 – 30 слов.

 

С 1 года 9 месяцев в речи малыша появляются простые фразы. Отличительной особенностью такой фразы является отсутствие грамматической связи. В данном случае малыш объединяет слова, не изменяя их, а лишь связывая интонацией, например, «Ляля бах», «Мама, ди», «Даси няня» и т.д. Словарь ребенка в этом возрасте составляет не менее 50 – 70 слов.

 

К 2 годам жизни ребенок использует в речи отдельные слова в единственном и во множественном числе. Словарный запас в данный возрастной период составляет не менее 200 слов и представлен как существительными и глаголами, так и прилагательными и местоимениями (я, ты, мне). К концу второго года ребенок правильно произносит следующие звуки: к, г, х, п, т, д, н, б, м, ф, в.

 

С 2 лет 4 месяцев ребенок активно изменяет отдельные слова по падежам, времени и лицам. Данный возрастной период характеризуется активным словотворчеством. Ребенок придумывает новые слова, но при этом обязательно учитывает правила и законы своего родного языка.

 

В 3 года ребенок правильно употребляют формы падежа, лица, времени, числа, воспринимает словосочетания и фразы как целое. Чисто произносит звуки с, з и ц. Его словарный запас составляет приблизительно 1200 – 1300 слов, который наполнен словами с перестановками слогов, например, калбуки, мотолок и т.д.

Как развивается речь у ребенка дошкольного возраста?

Дошкольный возраст характеризуется качественными и количественными изменениями, которые происходят в психофизическом и речевом развитии ребенка. Главной особенностью данного возрастного периода является переход к новому ведущему виду деятельности – сюжетно-ролевой игре, которая невозможна без развитой диалогической и монологической речи и богатого словаря.

 

У ребенка в 4 года в речи могут встречаться достаточно сложные предложения, представляющие собой не просто набор существительных, глаголов и прилагательных, но и некоторых наречий, предлогов и союзов. К концу четвертого года жизни активный словарь должен составлять не менее 1800 – 2000 слов. В этот возрастной период ребенок правильно произносит звуки ш, ж, ч, щ.

 

В 5 лет малыш использует практически все части родного языка, выстраивает распространенные и согласованные предложения. Словарный запас достигает 2500 – 3000 слов. Ребенок правильно выговаривает все звуки, в том числе звуки л и р. Активно употребляет обобщающие слова, типа «овощи», «мебель» и т.д. Различает слова, отличающиеся одним звуком, например, палка – балка, дом – том. Определяет наличие звука в слове и его месторасположение (в начале, середине и конце). Составляет рассказ по картинке или серии картинок.

 

В 6 лет ребенок активно использует все части речи, применяет устойчивые слова и выражения, например, на скорую руку и т.д. Активный словарь составляет не менее 3500 слов. Без помощи со стороны взрослого ребенок может составить развернутый рассказ по картинке или пересказ сказки. Подбирает синонимы и антонимы, знает многозначные слова. Различает гласные и согласные, мягкие и твердые согласные, сонорные, свистящие и шипящие звуки. Чисто произносит все звуки речи.

 

Речевое развитие ребенка происходит очень динамично. Если вы, наблюдая за малышом, отмечаете какие-либо отличия от представленных нормативных показателей, сразу же не огорчайтесь и не паникуйте, ведь каждый малыш индивидуален. Однако обратитесь к логопеду, который поможет вам своевременно решить возникшие проблемы.


 (голосов: 3)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!

Поиск