Дети » Развитие ребёнка » Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

Диагностика готовности ребенка к школе

Все родители старших дошкольников с нетерпением ожидают того момента, когда их чада с огромными букетами цветов пойдут в школу, где для них прозвенит первый школьный звонок. Все мамы и папы очень хотят, чтобы их дети быстро и легко адаптировались к школе и стали показывать только высокие показатели в учебной деятельности. Для того чтобы предвидеть успехи или определенные затруднения, которые могут проявиться у первоклассника, нужно знать основные возрастные показатели готовности ребенка к учебной деятельности.

 

Ниже представлены возрастные показатели для диагностики готовности ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к обучению в школе.

Возрастные показатели для диагностики готовности ребенка к школе

Уровни сформированности показателей готовности к школьной учебной деятельности обозначаются педагогами и родителями, как низкий, средний и высокий.

1. Показатели интеллектуальной готовности:

  • правильно определяет цветовую гамму окружающих объектов; 
  • сосредоточивается на выполнении нужного действия, отвлекаясь от посторонних раздражителей; 
  • владеет связной монологической речью, умеет высказывать свои мысли и рассуждения; 
  • понимает и запоминает учебный материал; · использует различные (удобные для него) способы запоминания; 
  • решая познавательные задачи, применяет мыслительные операции обобщения, классификации, анализа, синтеза, устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные связи

2. Показатели волевой готовности (саморегуляции): 

  • контролирует свое поведение (двигательную активность); 
  • контролирует последовательность выполняемых действий и подчиняет их некому правилу; 
  • действует в соответствии с наглядно представленным примером и образцом; 
  • действует по инструкции взрослого; 
  • действует в соответствии с требованиями взрослого; 
  • внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого; 
  • осуществляет контроль и самоконтроль над выполняемой деятельностью и ее результатами; 
  • оценивает результаты, исходя из предложенных взрослым критериев

3. Показатели личностной готовности: 

  • отдает предпочтение игровым и учебным мотивам; 
  • положительно относится к школе, к себе как школьнику, к сверстникам, к учителю; 
  • ритичен к своим действиям, поступкам и результатам выполняемой деятельности, дает адекватную и объективную оценку; 
  • понимает и учитывает при общении желания, поведение, состояния сверстников, которые выступают в качестве партнеров; 
  • пользуется доверительным отношением со стороны взрослого

4. Показатели физической готовности: 

  • бегает в разных направлениях; 
  • прыгает в длину с места (мальчик - 128 см, девочка - 123 см); 
  • прыгает в длину с разбега (мальчик - 200 см, девочка - 185 см); 
  • метает мяч правой рукой (мальчик - 980 см, девочка - 570 см); 
  • метает мяч левой рукой (мальчик - 500 см, девочка - 380 см); 
  • плавает любым способом; 
  • соблюдает правила личной гигиены; 
  • знает значение физических упражнений для укрепления организма человека, способы их использования; 
  • знает правила безопасности, которые нужно соблюдать в процессе выполнения физических упражнений; 
  • знает строение собственного тела, назначение частей тела и органов для выполнения физических упражнений; 
  • знает симптомы плохого состояния здоровья, правила по сохранению и укреплению здоровья; 
  • проявляет интерес к выполнению физических упражнений, закаливающих процедур; 
  • владеет культурой движений: ловкостью, грациозностью, легкостью, силой, непринужденностью; 
  • стремится к более трудным двигательным действиям

5. Показатели речевой готовности (готовности к обучению грамоте): 

  • правильно произносит все звуки родного языка; 
  • различает на слух и в произношении звуки родного языка; 
  • регулирует громкость голоса и темп речи; 
  • использует в речи вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию; 
  • использует обобщающие слова (овощи, фрукты); 
  • употребляет в речи синонимы и антонимы; 
  • изменяет слова по формам, согласовывает их в предложении; 
  • употребляет существительные во множественном числе и в родительном падеже; 
  • образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами; 
  • различает оттенки в значениях существительных (заяц-зайчик-зайчонок), глаголов (бежал - прибежал - убежал), прилагательных; 
  • владеет некоторыми способами словообразования; 
  • использует в речи распространенные предложения; 
  • знает о том, что речь представлена предложениями, предложения - словами, а слова - звуками. 
  • проводит звуковой анализ слова

6. Показатели специальной готовности (математической грамотности): 

  • классифицирует предметы по двум-трем признакам одновременно; 
  • находит «много» и «один» среди окружающих объектов; 
  • сравнивает предметы между собой по величине, цвету, форме, используя приемы приложения, наложения, графического соотнесения; 
  • считает до 10 туда и обратно (количественный и порядковый счет); 
  • знает состав чисел (в пределах пяти), 
  • делит целое на части, понимая, что целое состоит из частей, а также что часть меньше целого; 
  • использует условную мерку для определения количество жидких и сыпучих веществ; 
  • раскладывает предметы в порядке убывания и возрастания в соответствии с их длиной, толщиной, высотой, величиной; 
  • знает основные геометрические фигуры и формы; 
  • определяет пространственные отношения объектов относительно ребенка, 
  • знает части суток, дни недели, месяцы, времена года

7. Показатели специальной готовности (экологической грамотности): 

  • различает объекты неживой и живой природы; 
  • перечисляет признаки живого; 
  • называет условия, которые нужны для роста растений; 
  • перечисляет два-три представителя различных классов животных и растений; 
  • описывает внешний вид животных, рассказывает об их питании, передвижении, детенышах; 
  • перечисляет домашних животных и объясняет, какая от них польза, как о них заботятся

8. Показатели специальной готовности (изобразительной грамотности): 

  • знает жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) и средства выразительности; 
  • знает изобразительные материалы, нужные для рисования, лепки и аппликации; 
  • знает все цвета спектра, их оттенки; 
  • знает способы лепки и украшения изделий из глины, пластилина; 
  • знает приемы и способы вырезания; 
  • создает предметные, сюжетные и декоративные изображения; 
  • рассказывает о последовательности создания изображения; 
  • передает характерные признаки и особенности изображаемых объектов; 
  • самостоятельно выбирает способы и средства создания изображения; 
  • правильно штрихует и закрашивает изображение; 
  • комбинировать приемы и способы создания рисунка, лепки и аппликации; 
  • вносит в изображения элементы творчества; 
  • анализирует работы сверстников по направляющим вопросам взрослого

9. Показатели специальной готовности (музыкальной грамотности): 

  • знает правила поведения в процессе восприятия музыкального произведения и его исполнительства; 
  • знает песни, танцы; 
  • знает некоторых известных композиторов, названия музыкальных инструментов и произведений; 
  • проявляет интерес к музыке; 
  • различает вокальную и инструментальную музыку; 
  • различает музыкальные жанры (танец, песня, марш); 
  • различает выразительные средства музыкального язык: звуки разной высоты, длительность, темп и т.д. 
  • поет соло, дуэтом, трио, в хоре с музыкальным сопровождением и без него; 
  • фрагментарно аккомпанирует на детском музыкальном инструменте; 
  • двигается в одиночку, в паре, в хороводе

Результаты диагностики готовности ребенка к школе:   

высокий уровень готовности - ребенок выполняет задание верно, владеет в полном объеме необходимыми знаниями и умениями;

 

 средний уровень готовности - ребенок испытывает определенные затруднения в выполнении заданий, имеет не полные знания и не совершенные умения;

 

 низкий уровень готовности - ребенок выполняет задания неверно, не владеет необходимыми знаниями и умениями.

 

Если у вашего ребенка превалирует низкий уровень готовности к школе, нужно более ответственно отнестись к его обучению и воспитанию, так как отсутствие подготовки к новому виду деятельности - учебной деятельности может привести к негативным последствиям: дискомфорту в коллективе сверстников, низкой успеваемости и т.д.

 

Средний уровень готовности к обучению в школе также должен вас насторожить. Обратите внимание на западающие компоненты и подтяните ребенка в них.

 

Вы также можете пройти онлайн тест "Психологическая готовность ребёнка к школе"

 

Если у ребенка наблюдается высокий уровень готовности, следовательно, вы и педагоги постарались на славу. Но не нужно расслабляться. Продолжайте заниматься со своим ребенком, и он обязательно добьется больших успехов в школе!


 (голосов: 2)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!

Поиск