Диагностика готовности ребенка к школе
Все родители старших дошкольников с нетерпением ожидают того момента, когда их чада с огромными букетами цветов пойдут в школу, где для них прозвенит первый школьный звонок. Все мамы и папы очень хотят, чтобы их дети быстро и легко адаптировались к школе и стали показывать только высокие показатели в учебной деятельности. Для того чтобы предвидеть успехи или определенные затруднения, которые могут проявиться у первоклассника, нужно знать основные возрастные показатели готовности ребенка к учебной деятельности.
Ниже представлены возрастные показатели для диагностики готовности ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к обучению в школе.
Возрастные показатели для диагностики готовности ребенка к школе
Уровни сформированности показателей готовности к школьной учебной деятельности обозначаются педагогами и родителями, как низкий, средний и высокий.
1. Показатели интеллектуальной готовности:
- правильно определяет цветовую гамму окружающих объектов;
- сосредоточивается на выполнении нужного действия, отвлекаясь от посторонних раздражителей;
- владеет связной монологической речью, умеет высказывать свои мысли и рассуждения;
- понимает и запоминает учебный материал; · использует различные (удобные для него) способы запоминания;
- решая познавательные задачи, применяет мыслительные операции обобщения, классификации, анализа, синтеза, устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные связи
2. Показатели волевой готовности (саморегуляции):
- контролирует свое поведение (двигательную активность);
- контролирует последовательность выполняемых действий и подчиняет их некому правилу;
- действует в соответствии с наглядно представленным примером и образцом;
- действует по инструкции взрослого;
- действует в соответствии с требованиями взрослого;
- внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого;
- осуществляет контроль и самоконтроль над выполняемой деятельностью и ее результатами;
- оценивает результаты, исходя из предложенных взрослым критериев
3. Показатели личностной готовности:
- отдает предпочтение игровым и учебным мотивам;
- положительно относится к школе, к себе как школьнику, к сверстникам, к учителю;
- ритичен к своим действиям, поступкам и результатам выполняемой деятельности, дает адекватную и объективную оценку;
- понимает и учитывает при общении желания, поведение, состояния сверстников, которые выступают в качестве партнеров;
- пользуется доверительным отношением со стороны взрослого
4. Показатели физической готовности:
- бегает в разных направлениях;
- прыгает в длину с места (мальчик - 128 см, девочка - 123 см);
- прыгает в длину с разбега (мальчик - 200 см, девочка - 185 см);
- метает мяч правой рукой (мальчик - 980 см, девочка - 570 см);
- метает мяч левой рукой (мальчик - 500 см, девочка - 380 см);
- плавает любым способом;
- соблюдает правила личной гигиены;
- знает значение физических упражнений для укрепления организма человека, способы их использования;
- знает правила безопасности, которые нужно соблюдать в процессе выполнения физических упражнений;
- знает строение собственного тела, назначение частей тела и органов для выполнения физических упражнений;
- знает симптомы плохого состояния здоровья, правила по сохранению и укреплению здоровья;
- проявляет интерес к выполнению физических упражнений, закаливающих процедур;
- владеет культурой движений: ловкостью, грациозностью, легкостью, силой, непринужденностью;
- стремится к более трудным двигательным действиям
5. Показатели речевой готовности (готовности к обучению грамоте):
- правильно произносит все звуки родного языка;
- различает на слух и в произношении звуки родного языка;
- регулирует громкость голоса и темп речи;
- использует в речи вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию;
- использует обобщающие слова (овощи, фрукты);
- употребляет в речи синонимы и антонимы;
- изменяет слова по формам, согласовывает их в предложении;
- употребляет существительные во множественном числе и в родительном падеже;
- образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
- различает оттенки в значениях существительных (заяц-зайчик-зайчонок), глаголов (бежал - прибежал - убежал), прилагательных;
- владеет некоторыми способами словообразования;
- использует в речи распространенные предложения;
- знает о том, что речь представлена предложениями, предложения - словами, а слова - звуками.
- проводит звуковой анализ слова
6. Показатели специальной готовности (математической грамотности):
- классифицирует предметы по двум-трем признакам одновременно;
- находит «много» и «один» среди окружающих объектов;
- сравнивает предметы между собой по величине, цвету, форме, используя приемы приложения, наложения, графического соотнесения;
- считает до 10 туда и обратно (количественный и порядковый счет);
- знает состав чисел (в пределах пяти),
- делит целое на части, понимая, что целое состоит из частей, а также что часть меньше целого;
- использует условную мерку для определения количество жидких и сыпучих веществ;
- раскладывает предметы в порядке убывания и возрастания в соответствии с их длиной, толщиной, высотой, величиной;
- знает основные геометрические фигуры и формы;
- определяет пространственные отношения объектов относительно ребенка,
- знает части суток, дни недели, месяцы, времена года
7. Показатели специальной готовности (экологической грамотности):
- различает объекты неживой и живой природы;
- перечисляет признаки живого;
- называет условия, которые нужны для роста растений;
- перечисляет два-три представителя различных классов животных и растений;
- описывает внешний вид животных, рассказывает об их питании, передвижении, детенышах;
- перечисляет домашних животных и объясняет, какая от них польза, как о них заботятся
8. Показатели специальной готовности (изобразительной грамотности):
- знает жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) и средства выразительности;
- знает изобразительные материалы, нужные для рисования, лепки и аппликации;
- знает все цвета спектра, их оттенки;
- знает способы лепки и украшения изделий из глины, пластилина;
- знает приемы и способы вырезания;
- создает предметные, сюжетные и декоративные изображения;
- рассказывает о последовательности создания изображения;
- передает характерные признаки и особенности изображаемых объектов;
- самостоятельно выбирает способы и средства создания изображения;
- правильно штрихует и закрашивает изображение;
- комбинировать приемы и способы создания рисунка, лепки и аппликации;
- вносит в изображения элементы творчества;
- анализирует работы сверстников по направляющим вопросам взрослого
9. Показатели специальной готовности (музыкальной грамотности):
- знает правила поведения в процессе восприятия музыкального произведения и его исполнительства;
- знает песни, танцы;
- знает некоторых известных композиторов, названия музыкальных инструментов и произведений;
- проявляет интерес к музыке;
- различает вокальную и инструментальную музыку;
- различает музыкальные жанры (танец, песня, марш);
- различает выразительные средства музыкального язык: звуки разной высоты, длительность, темп и т.д.
- поет соло, дуэтом, трио, в хоре с музыкальным сопровождением и без него;
- фрагментарно аккомпанирует на детском музыкальном инструменте;
- двигается в одиночку, в паре, в хороводе
Результаты диагностики готовности ребенка к школе:
высокий уровень готовности - ребенок выполняет задание верно, владеет в полном объеме необходимыми знаниями и умениями;
средний уровень готовности - ребенок испытывает определенные затруднения в выполнении заданий, имеет не полные знания и не совершенные умения;
низкий уровень готовности - ребенок выполняет задания неверно, не владеет необходимыми знаниями и умениями.
Если у вашего ребенка превалирует низкий уровень готовности к школе, нужно более ответственно отнестись к его обучению и воспитанию, так как отсутствие подготовки к новому виду деятельности - учебной деятельности может привести к негативным последствиям: дискомфорту в коллективе сверстников, низкой успеваемости и т.д.
Средний уровень готовности к обучению в школе также должен вас насторожить. Обратите внимание на западающие компоненты и подтяните ребенка в них.
Если у ребенка наблюдается высокий уровень готовности, следовательно, вы и педагоги постарались на славу. Но не нужно расслабляться. Продолжайте заниматься со своим ребенком, и он обязательно добьется больших успехов в школе!
Размещение ссылок в комментариях запрещено!
Ангельская нумерология | |
Прогнозы на день | |
Нумерология, прогноз на сегодня | |
Прогнозы на месяц | |
Таро прогноз на месяц | |
Нумерология, прогноз на месяц | |
Гороскоп стрижек и причёсок на месяц | |
Лунный календарь покупок на месяц | |
Прогнозы на год | |
Гороскопы 2025 | |
Нумерология, прогноз на 2025 год | |
Гороскопы 2024 | |
Нумерология, прогноз на 2024 год | |
Актуально | |
Новый год 2025 |
Дети: