Дети » Развитие ребёнка » Как контролировать и оценивать развитие ребенка раннего возраста?

Как контролировать и оценивать развитие ребенка раннего возраста?

Развитие ребенка раннего возраста проходит достаточно быстрым темпами. Чем младше ваш малыш, тем важнее контролировать и оценивать изменения в его психическом и физическом развитии. Всестороннее контролирование со стороны родителей и специалистов позволяет создать правильные условия для успешного формирования новых качественных достижений в психофизическом развитии крохи.

 

Как контролировать и оценивать развитие ребенка раннего возраста?

 

Чтобы можно было с уверенностью утверждать о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам, следует осуществлять контроль и оценку психофизических изменений, происходящих с его организмом и поведением.

 

В результате постоянного и систематического контроля за развитие малыша как стороны специалистов, так и со стороны родителей, возможно не только определить уровень его развития, но и предотвратить или сгладить первоначальные отклонения, а главное - оказать своевременную коррекционную помощь, определив для него индивидуальные пути психолого-педагогического воздействия.

Что должно оцениваться родителями с целью контроля за развитием малыша?

Конечно же, это состояние его здоровья, психофизического развития и поведения.

 

Основными показателями уровня развития ребенка, используемыми при оценке, выступают: настроение, аппетит, сон, речевое и познавательное развитие, развитие процесса игры и действий с различными предметами, индивидуальные черты личности, характер бодрствования, развитие общей и мелкой моторики, а также развитие навыков самостоятельности.

 

Характер настроения: бодрый, спокойный, раздражительный, подавленный, неустойчивый.

 

Характеристики сна: засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное); течение и характер сна (глубокий, спокойный, неглубокий, неспокойный); продолжительность сна (соответствующий возрасту, длительный, укороченный).

Характер бодрствования: пассивный, активный, малоактивный.

 

Характеристики аппетита: хороший, плохой, неустойчивый, избирательный.

 

Индивидуальные черты личности: контактен, активен, малоактивен, дружелюбен, любознателен, застенчив и т.д.

 

Речевое развитие: овладение произносительными навыками, накопление словаря, построение предложений и связных высказываний (описание предметов, повествование по картинке и др.).

 

Познавательное развитие: концентрация, объем, распределение, переключение внимания; кратковременная и долговременная память, слуховая, зрительная, тактильно-кинестетическая память; мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация) и др.

 

Развитие игры и взаимодействия с предметами: использование предметов и игрушек по функциональному назначению, разыгрывание элементарных сюжетов (кормление куклы, укладывание спать зайки и др.).

 

Развитие крупной и мелкой моторики: точность, скоординированность, согласованность мелких движений пальцев рук и крупных движений тела (наклоны, ходьба, прыжки и др.).

 

Развитие навыков самостоятельности: действует самостоятельности, с незначительной помощью, под полным руководством взрослых, не действует самостоятельно.

Где и как контролировать развитие ребенка?

Контроль за развитием ребенка должен осуществляться в процессе ежедневного взаимодействия, общения и наблюдения за ним. Только в естественной и непринужденной обстановке малыш в полной мере может раскрыться и проявить свой актуальный и потенциальный уровни развития.

Как оценивать развитие ребенка?

В психолого-педагогической практике используется деление детей на четыре группы, сформированные по уровню психофизического развития. Для каждой группы детей определяется степень задержки либо опережения в развитии.

 

В первую группу включены дети с нормальным развитием, соответствующим нормативным показателям (календарный возраст), а также дети с некоторым опережением в развитии. Например, если обычно дети начинают ходить в возрасте 12 месяцев, а ваш ребенок пошел в 8 месяцев - ничего страшного. Просто у вашего ребенка отмечается высокое развитие. Если б он пошел в 10 месяцев, то его развитие носило бы название «ускоренное».

 

Во вторую группу включают малышей с дисгармоничным задерживающимся развитием. Сюда входят дети первого года жизни с задержкой в развитии на 1 - 2 месяца, дети второго года жизни с задержкой на 3 месяца и дети третьего года жизни с задержкой на 6 месяцев. То есть, если у ребенка в 3 месяца отмечается гуление, а он не гулит в 5 месяцев, то он представитель данной группы.

 

Третью группу составляют малыши с более глубокой задержкой. Для первого года - на 3-4 месяца, для второго года - на 6 месяцев, для третьего года - на 12 месяцев.

 

Четвертая группа представлена детьми с глубокой задержкой. Для первого года жизни она составляет 5 - 6 месяцев, для второго - 9 месяцев, для третьего - 1, 5 года.

 

Для более детального изучения психофизического развития вашего ребенка следует познакомиться с ранее опубликованные нами статьями, в которых по месяцам отражено, чем же должен овладеть малыш на каждом возрастном этапе. Будьте внимательны к своему ребенку. Его развития зависит от вашей заботы, ласки и бдительности.


 (голосов: 1)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!

Поиск