Дети » Развитие ребенка » Развитие словаря детей в дошкольном возрасте

Развитие словаря детей в дошкольном возрасте

Мама разговаривает с ребенком

Развитие детской речи является многогранным и очень сложным процессом. Наблюдая за современными детьми, честно говоря, приходишь в шоковое состояние. Как редко встретишь ребенка, который овладевает речью в соответствии с нормативными показателями. У большинства нынешних детей на лицо задержка речевого развития. Правда, родители полагают, что это временное состояние и все само собой пройдет. Тут-то они совсем не правы!

 

Овладение речью - это один из самых важных моментов в психофизическом развитии любого человека, поэтому очень важно наращивание словаря детей в дошкольном возрасте. Если у ребенка запаздывает речевое развитие, то замедляется формирование мыслительных операций, словесной памяти, не осуществляется полноценное общение, удовлетворение потребностей и т.д. Вы же не хотите, чтобы ваш малыш отставал в своем развитии? Тогда прислушайтесь к нашим советам.

По каким направлениям осуществляется полноценное речевое развитие ребенка?

Полноценное речевое развитие ребенка включает овладение фонетической (звукопроизношение), лексической (накопление словаря, понимание значения слов) и грамматической (словоизменение, словообразование) сторонами.

 

Для многих детей дошкольного возраста характерным является то, что они длительное время общаются с окружающими людьми при помощи отдельных звуков и звукосочетаний. Полноценного слова можно не услышать вплоть до 4 лет. И родители полагают, что все у ребенка будет хорошо. Для того чтобы развеять неправильные суждения многих мам и пап, рассмотрим нормы овладения словарем детьми.

Нормативные показатели овладения словарем детьми дошкольного возраста 

Возраст ребенка Количество слов
7 - 8,5 месяцев появление первых лепетных слов типа ба-ба, ма-ма
1,5 года не менее 20 - 30 лепетных слов (например, биби, дай, бах, ав-ав)
1,5 - 2 года не менее 100 - 300
3 года 1,5 тысячи
4 года 2 тысячи
5 лет 2,5 тысячи
6 лет 3 - 3, 5 тысячи
7 лет  4 - 4, 5 тысячи

 

Хотим обратить внимание родителей на то, что увеличение словаря ребенка зависит от его индивидуальных особенностей и условий воспитания, поэтому количество слов может быть немного иным.

Направления работы со словарем ребенка дошкольного возраста

  1. Обогащение словаря новой лексикой;
  2. Закрепление и уточнение лексики;
  3. Активизация словарь;
  4. Устранение из лексики ребенка нелитературных слов.

Упражнения, направленные на обогащение, уточнение и активизацию словаря

Для того чтобы словарь ребенка отвечал всем правилам, он должен включать разные виды лексики: бытовую (название частей тела, игрушек, предметов посуды, мебели, одежды и т.д.); природоведческую (названия объектов неживой и живой природы); обществоведческую (названия профессий, праздников и др.); эмоционально-оценочную (качества, чувства, состояния и т.д.); временную и пространственную.

 

Наиболее интенсивно и эффективно развитие лексической стороны речи ребенка-дошкольника происходит в игре. Познакомимся с примерными игровыми упражнениями, способствующими обогащению словарного запаса.

 

Игра с мячом «Я знаю пять названий …» направлена на расширение словарного запаса ребенка, развитие точности и согласованности движений. Ребенку предлагается выполнять различные действия с мячом (подбрасывать, стучать о пол, перекладывать из одной руки в другую) и называть предметы, относящиеся к одной из лексических групп. Например, «Я знаю пять названий овощей. Картофель - раз, морковь - два, свекла - три, огурец - четыре, помидор - пять».

 

Игра «Угадай по описанию» направлена на закрепление новой лексики, развитие связной речи. Приведем на примере закрепления лексики на тему «Овощи». Спрячьте в «волшебном мешочке» изученные с ребенком натуральные овощи (могут быть использованы их муляжи). Предложите ему угадать, что там лежит. Пусть ребенок опустит в мешочек руку и расскажет, что он чувствует на ощупь. После этого попросите его угадать, что это за овощ.

 

Таких игровых упражнений для развития словаря детей в дошкольном возрасте можно придумать много. Главное, чтобы вы не забывали разговаривать с малышом. Обычно долго молчат те дети, с которыми полноценно не общаются их родители.

 (голосов: 1)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!