Дети » Развитие ребенка » Как научить ребенка играть

Как научить ребенка играть

Как научить ребенка играть

В этой статье мы расскажем, как научить ребенка играть. Советы дефектолога Екатерины Сороко помогут вашему ребенку овладеть необходимыми навыками. 

 

Игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста и выступает в качестве важного средства его психического развития, всестороннего воспитания и становления личности.

 

Ценность игровой деятельности состоит в том, что она предоставляет уникальный способ познания окружающей действительности через действия с различными реальными предметами и игрушками в искусственно созданных условиях, что является эффективным средством включения малыша в жизнь социума.

Этапы развития игровой деятельности

В своем развитии игровая деятельность проходит несколько взаимосвязанных этапов.

 

Первый этап - ознакомительная игра, которая представляет собой манипулятивные действия ребенка (постукивания, облизывания, перекладывания с места на место) с окружающими объектами - погремушками, предметами посуды, продуктами питания и др.

 

Второй этап носит название «предметно-отобразительная игра» и предполагает овладение ребенком действиями с предметами в соответствии с их функциональным назначением, например, карандаш, чтобы рисовать, чашка, чтобы пить.

 

Третий этап - это сюжетно-отобразительная игра, представляющая собой несколько простых сюжетов с игрушками, например, кормление куклы, прокатывание машинки и т.д.

 

И, наконец, четвертый этап - это сюжетно-ролевая игра, взаимодействуя в которой, дети проигрывают те жизненные ситуации, в которых находятся каждый день. К примеру, прогулка, у врача, в магазине и др.

Как помочь ребенку научиться играть

Чтобы малыш охотно включался в игру, нужно у него вызвать интерес к этой увлекательной деятельности. Для этого сначала следует продемонстрировать ребенку игрушки, выразить эмоционально-положительное отношение к ним. Важным условием вызывания интереса к игрушкам является их новизна и условия предъявления. Поэтому игрушки должны быть изготовлены из качественных материалов яркого цвета, а предъявлять их лучшего всего из разных пространственных точек, например, из-за двери, из-за шкафа и т.д. После того, как малыш познакомится с игрушками, следует продемонстрировать действия, которые с ними можно выполнять: подбросить и прокатить мяч, построить из кубиков башенку, завести юлу, покормить куклу и др.

 

Следующим направлением в работе по обучению малыша игре будет объединение нескольких простых сюжетов с конкретной игрушкой. Так, можно не только покатать машинку по прямой, но и провести ее по мостику, изготовленному из кубиков, прокатить между препятствиями, поставить в гараж; умыть, одеть, расчесать куклу, завязать ей бант, накормить угощением и напоить соком.

 

Когда ребенок усвоил функциональное назначение игрушек (знает, что с каждой из них делать), следует переходить к использованию предметов-заместителей - палочки вместо ложки, кубика вместо стульчика для куклы, матрешки вместо куклы и др. Использование данных замещающих предметов будет способствовать переносу игровых действий с конкретной игрушки на другие.

 

Если малыш в совершенстве выполняет однотемные сюжеты (например, кормление куклы), можно осуществлять обучение его объединению простых сюжетов в один развернутый сюжет. Например, «Куклы на прогулке», «В гостях у игрушек», «Праздник у кукол».

 

Не всегда ребенок будет играть один. Нужно готовить его к игровому взаимодействию со сверстниками. Для этого создаются условия сначала для симметричного взаимодействия - подражания друг другу (катание мяча друг другу), а затем для нессиметричного, заключающегося в продолжении действий друг друга (один ребенок кормит куклу, а второй - ее поит).

 

Для старших дошкольников характерным является овладение сюжетно-ролевой игрой. Чем больше знает малыш, чем точнее его представления об окружающих объектах и явлениях, социальных взаимоотношениях, тем богаче содержание его игр. В сюжетно-ролевой игре дети отражают действия окружающих их людей. Поэтому первая задача, которая встает перед взрослыми, обогатить этот опыт, показать общественно приемлемые способы взаимодействия в различных социальных сферах, а затем все это перенести в игру.

 

Интересными для ребенка будут сюжетно-ролевые игры на темы «Детский сад», «В магазине игрушек», «Большой концерт», «В зоопарке», «В автобусе».

 

Играйте вместе с ребенком. Именно в игре малыш готовится быть взрослым!

 (голосов: 1)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!