Дети » Развитие ребенка » Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?

Вы задумываетесь, как научить ребенка читать? Действительно, обучение чтению - одно из самых важных и полезных событий в жизни любого родителя, которое которое откроет перед малышом новый мир и позволит через символы, изображенные на странице переместить на встречу захватывающим образам, рисуемым детским воображением. В этой статье вы найдете советы и рекомендации специалиста по детскому развитию Екатерины Сороко. 

 

Современные дети существенно отличаются от их сверстников, которые были рождены 10 лет назад. По отношению к нынешним малышам предъявляются достаточно высокие требования, которые зачастую губят их детство. Использование современных компьютерных технологий, развивающих программ и игрушек способствует тому, что дети к школьному возрасту достигают высокого уровня развития: они знают алфавит, бегло читают, решают элементарные примеры и задачи, используют по назначению мобильный телефон и другую технику и т.д. Одновременно с этим они совершенно не умеют говорить, общаться и играть! Поэтому развивать малыша, обучать его чтению и письму, нужно не только на основе инновационных подходов, которые занимают главенствующее место, а с учетом характерных особенностей, которые свойственны раннему и дошкольному возрасту.

С какого возраста целесообразно обучать ребенка чтению?

Сколько людей - столько и мнений. Одни дети начинают читать в 2 года, а другие - только в школе. В то же время согласно психолого-педагогическим исследованиям (Л.С. Выготский и др.) обучение ребенка чтению нужно начинать с того момента, когда созрели необходимые для этого процесса структуры коры головного мозга и сформировалась знаково-символическая функция. Это происходит не раньше 6 - 7 лет. Если вы все же хотите, чтобы малыш до обучения в школе научился читать, тогда подготовьте его к этому процессу.

Как подготовить малыша к обучению чтению?

Помните, что обучать ребенка чтению нужно по педагогическим методикам, а не по вашим ощущениям и предположениям. В противном случае, когда малыш придет в школу, у него могут возникнуть проблемы. Чтобы их предотвратить, обратитесь к специалистам в центры развития ребенка, которые помогут овладеть малышу этим процессом. Однако сами не оставайтесь безучастны, а выполняйте следующие рекомендации.

  1. В настоящее время много интересных, ярких и увлекательных книг, энциклопедий и журналов: с наклейками, раскрасками, пазлами, фактурными материалами и т.д. Желательно, чтобы эти книги у вас были дома, а главное - находились в доступном для вашего ребенка месте.
  2. Сначала нужно вызвать у малыша интерес к чтению. Для этого читайте книги, журналы, сборники стихов самостоятельно или с малышом.
  3. Читайте малышу книги со всеми правилами орфоэпии: соблюдайте ударение, меняйте интонацию и т.д.
  4. Так как дети очень быстро заучивают наизусть читаемые сказки и рассказы, можно предложить им вести пальчиком по строчкам, имитируя, таким образом, самостоятельное чтение.
  5. Если малыш проявляет интерес к книгам и чтению, хвалите и поощряйте его.

Какие методики обучения чтению являются наиболее эффективными?

На современном этапе применяется четыре основных метода обучения чтению: буквосослагательный метод, аналитико-синтетический метод, складовый метод и метод целых слов.

 

Познакомимся с каждым методов обучения для того, чтобы вы могли выбрать оптимальный для своего ребенка подход.

Чаще всего мамы выбирают буквосослагательный метод, который предполагает заучивание отдельных букв, а затем их сочетание в слоги и слова. Но если обратить внимание, то название букв отличается от их сочетаний, например, букву Б мы называем «бэ», а когда сочетаем ее с буквой А, то у нас должно получиться не «бэа», а «ба». Выход из этой ситуации есть. Когда изучаете буквы, называйте их как звуки: не «вэ», а «в». Хотя это утверждение и не совсем методически верно!

 

Аналитико-синтетический метод обучения чтению состоит в том, что дети сначала учатся делить произносимые слова на слоги, а затем слоги на звуки (гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие). Затем за каждым звуком в соответствии с его характеристикой закрепляется фишка зеленого, красного или синего цвета, из которых выстраиваются комбинации слогов (схемы). И только после этого начинается переход к чтению. Огромным минусом представленной методики является то, что не все звуки русского алфавита можно произнести. Поэтому маленькие дети к такому методу обучения не готовы.

 

Согласно складовому методу основным элементом чтения является открытый слог («ма», «си» и т.д.). В соответствии с этим заучивается не отдельная буква, а сразу целый слог. Ярким представителем этого метода обучения чтения является авторская методика Николая Зайцева, которая представлена разными по цвету и величине кубиками и таблицами, на которых изображены различные сочетания открытых слогов. Дети с самого первого занятия вовлекаются в занимательную игру составления слов. Недостаток методики Н. Зайцева состоит в том, что на первоначальном этапе обучения не ребенок, а вы будете составлять и читать слова. Малыш только наблюдает за вами и повторяет все ваши действия.

 

Метод целых слов по-другому еще называется методом глобального чтения. Часто этот метод связывают с именем Глена Домана, так как он предложил его для обучения чтению детей, начиная с младенческого возраста. Суть метода глобального чтения состоит в том, что на табличке (полоске бумаги) пишутся красным шрифтом целые слова, которые ребенок заучивает. Заучивание происходит в процессе соотнесения слова с объектом, действием и др., которые оно обозначает. Недостаток метода целых слов состоит в том, что дети хоть и способны узнавать заученные слова, но читать новые слова они не могут.

 

Не зависимо от того, как метод для обучения чтению вы выберите для своего ребенка, не забывайте, что главное - это безграничное терпение и доброжелательность человека, который будет с ним заниматься, и поддержание интереса к учебе, который ни за что, не должен угаснуть.  

 (голосов: 2)

Размещение ссылок в комментариях запрещено!